ЦСКП: Идея превосходства одних людей над другими глубоко ущербна
После развала Советского Союза произошло размывание национальных ценностей. На этой благодатной почве появилось много желающих заняться альтернативным прочтением истории. Они пытались оправдать модными теориями свои фашистские взгляды и объясняли социальные беды якобы существующим превосходством одних людей над другими. В условиях кризиса эти процессы обрели новое звучание, и антифашизм, как общественное движение, стал снова актуален. Об этом в среду, 8 февраля, в День юного антифашиста, который некогда отмечался, заявили участники заседания Центра социально-консервативной политики, передает ER.RU.
Заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, первый заместитель секретаря Президиума Генсовета партии «Единая Россия» Сергей Железняк стал очевидцем крушения системы национальных ценностей, произошедших после развала Советского Союза. «Я видел воочию социальные и национальные коллапсы после развала Союза, - рассказал он. - В течение 1990-х годов продолжалось размывание национальных ценностей, которые позволили победить фашизм. Появилось много желающих заняться альтернативным прочтением истории, смешением несмешиваемых вещей. Они пытались оправдать модными теориями свои фашистские взгляды и объясняли социальные беды якобы существующим неравенством людей от природы».
Железняк отметил, что вплоть до сегодняшнего дня «такой фашизм проникает по всему миру», более того, «в условиях кризиса у людей все больше искушений обвинить кого-то непохожего в своих бедах». «В результате мы видим все больше попыток со стороны лже-лидеров возглавить это движение и самоутвердиться, не понимая, какой ящик Пандоры они открывают», - отметил Железняк.
По его мнению, победить эти тенденции можно патриотизмом и гражданским воспитанием людей начиная с самого юного возраста. При этом особые возможности здесь имеются у России: «наша культура – противоядие против этого зла», считает Железняк. «Кому, как ни нам, бороться с коричневой чумой, бороться за объединение людей», - заявил он.
По мнению члена Общественной палаты РФ, генерального директора ЦСКП Людмилы Шуваловой, при существующей «разнице определения фашизма научной школой Европы и внутри нашей страны», объединяет эти понятия «идея превосходства одних над другими, причем как бы предопределенного превосходства».
Именно эта глубоко ущербная идея делает антифашизм сегодня актуальным, считает Шувалова. К примеру, отметила она, «идея превосходства одних над другими прозвучала комментариях по митингам, мол, свободные люди были на одном митинге, рабы – на другом».
«Я считаю, что это достаточно серьезный сигнал для нашего общества. Гражданское общество в нашей стране развивается, и митинги это подтверждают. Абсолютно нормально, когда люди высказывают разные мнения. Но ни в коем случае нельзя говорить, что одни лучше других», - уверена гендиректор ЦСКП. Она добавила, что консерватизм может стать серьезным оружием против фашизма, потому что, в отличие от него, ставит человека в центр всех ситуаций и процессов, признавая права и свободы личности.
Руководитель проекта «Вектор России», член Совета сторонников партии «Единая Россия» Сергей Волобуев отметил важность состоявшейся дискуссии, подчеркнув, что в обществе она крайне необходима, однако колоссально дефицитна. По его мнению, реальной силой, способной противостоять фашизму, строить страну и позитивное будущее Россию делает понимание «абсолютного нравственного закона».
«Что понимается под фашизмом в философском плане? – отметил он. – Отрицание единства человеческого рода, исторической судьбы человечества. Отрицание единого нравственного закона, абсолютной системы ценностей человечества (единственно хорошее – только то, что хорошо моей нации). Отрицание человеческого достоинства и свободы, растворение личности в коллективе. Снятие ответственность с каждого конкретного человека».
При этом, подчеркнул Волобуев, самыми настоящими фашистами и являются те, «кто трактует идеалы свободы, личности, прав сквозь призму двойных стандартов, утверждая, что на это имеют право только сильные и экономически успешные».
Волобуев напомнил, что «когда мир объединился против фашизма, он объединился на почве гуманизма, отчасти – гуманизма христианского». Поэтому, подчеркнул он, в России необходимо развивать «универсальные человеческие ценности».
Впрочем, есть ситуации, когда глобальное противостояние подменяется противостоянием местным, и вражда, которую пытаются назвать национализмом или фашизмом, не выходит дальше конфликта «село-город», отметил координатор по межнациональным и религиозным отношениям партии «Единая Россия» Султан Хамзаев. По его мнению, это случается от недостатка культуры.
«У нас есть общественная программа «Диалог», - рассказал он. – В рамках этой программы мы организовываем, в частности, «трудную» молодежь. Потому что многие молодые ребята уходят на националистический путь не потому, что они изначально маргинальны, а потому, что они запущенны. Но человек должен определиться, кто он такой. И мы повезли группу таких ребят, «русских националистов и футбольных фанатов», в Дагестан. Они общались с молодежью, служителями церкви, общественными деятелями. И поняли, что у нас националистов в природе не существует. Есть конфликт село-город, с точки зрения межкультурных недопониманий».
Член Общественной палаты Вениамин Роднянский предложил взглянуть на тему под другим углом: «проблема национализма актуальна, несомненно, но можно сказать, что в обществе созрел заказ на национализм, но не этнический, а гражданский».
«Этнический национализм – это зло, необходимо стремиться к гражданскому, созидающему национализму», - заявил Роднянский.
При этом, по мнению члена молодежной Общественной палаты Алексея Карпенко, успешно двигаться в этом направлении поможет понятийный аппарат. « Ели мы будем ощущать себя русской цивилизацией, а не нацией, - потому что цивилизация звучит гораздо круче, – мы будем знать, куда нам идти», - уверен он.
Выпускник Школы российской политики Кирилл Ульянченко считает, что «фашизм, национализм – проблема молодежная, в этой среде она более актуализирована». «В Советском Союзе молодежью занимался комсомол. Теперь у нас телевизор и Интернет. Молодежная политика брошена. Нам необходимо реформировать молодежную государственную политику. Единственный способ борьбы с фашизмом – патриотическое воспитание молодежи», - считает выпускник ШРП. В этом смысле, добавил он, не верно считать националистами или даже фашистами футбольных фанатов: «это одна из немногих четко структурированных и организованных групп молодежи в России.
«Все начинается с семьи, - возразила Шувалова молодому специалисту. – В том числе, воспитательная функция в большей степени лежит на семье. Поэтому у государства должен быть прицел на семейную политику».