Исаев: Два юбилея
Нерабочим праздничным днем, то есть праздником, который должны отмечать все, может быть только та дата, которая является бесспорной. У нас есть немало людей, для которых 7 ноября – праздник. Но у нас есть также миллионы граждан, которые эту точку зрения не разделяют. Об этом пишет заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Исаев:
«В этом году 4 ноября и 7 ноября оказались юбилейными датами. 4 ноября мы праздновали 400-летие освобождения Москвы от интервентов. 7 ноября исполняется 95 лет Октябрьской революции. В связи с этим возобновились споры о том, правильно ли отмечать 4 ноября как государственный праздник и правильно ли считать 7 ноября не праздником, а памятной датой.
Начнем с 4 ноября. День народного единства – праздник сравнительно недавний. Решение о том, чтобы изменить 112-ю статью Трудового кодекса и ввести новый нерабочий праздничный день, было принято восемь лет назад – в 2004 году.
В чем значение этого праздника? Напомню, что начало XVII века в России – это период Великой Смуты. Наша страна стояла на краю пропасти. После жестокого правления Ивана Грозного, которое сопровождалось, говоря современным языком, массовыми репрессиями и разорением половины страны, после не совсем удачного правления Бориса Годунова, после того, как на русский престол сел, а затем был свергнут Лжедмитрий, в России наступили смутные времена. Это период, когда сословия воевали с сословиями, одни территории - с другими. Одновременно в стране было несколько людей, объявлявших себя царями, два патриарха, в страну вторглись польско-литовские и шведские интервенты. Казалось, история России уже закончилась. Политический класс, элиты того времени фактически капитулировали. Они думали, кому передать власть. Взоры бояр в наибольшей степени склонялись к польскому королевичу Владиславу. Обсуждался вопрос, сохранит ли при этом Россия православие, примет ли католицизм или станет первой униатской страной с православным обрядом, но признанием духовной власти папы Римского. И тогда случилось настоящее чудо. Сам российский народ спас свою Родину. Он объединился для того, чтобы сохранить Россию как единое государство, не разделенное между поляками, литовцами, шведами и соседями с юга, которые тоже активно претендовали на российские земли. В Нижнем Новгороде возникло Ополчение, его возглавили два выдающихся человека того времени – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Они привели это Ополчение в Москву. И как раз 4 ноября 1612 года был взят Китай-город, главное фортификационное укрепление польско-литовских войск, после чего оставшиеся в Московском Кремле интервенты и семибоярщина капитулировали. Штурма Кремля уже не потребовалось. И мы считаем это началом преодоления Смутного времени. 4 ноября фактически является днем рождения современной российской нации, когда люди разных национальностей – и русские, и татары, и представители народов Поволжья – объединились для спасения своего общего Отечества. Объединились представители разных религий: в Ополчении были или помогали ему своими средствами и православные, и мусульмане, и буддисты, и иудеи. Всем этим мы руководствовались, когда проголосовали за то, чтобы сделать 4 ноября государственным праздником, Днем народного единства.
Отмечу, что до Октябрьской революции этот день отмечался как день Казанской иконы Божией Матери. Потому что именно эта икона стала символом и духовной основой Ополчения, она была во главе войск, ей молились накануне штурма Китай-города. Поскольку в дореволюционной России отсутствовало разделение церкви и государства, праздник церковный и государственный был единым. В 1917 году этот праздник был упразднен большевиками. И до начала нового века он в России на государственном уровне больше не отмечался. Более того, герои Ополчения, проложившие своей борьбой дорогу на трон династии Романовых, воспринимались идеологами советской власти едва ли не враждебно. В 1930 году в главном теоретическом органе ВКП(б) журнале «Большевик» было опубликовано такое стихотворение:
«Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал.
Случайно им мы не свернули шею,
Я знаю: это было бы под стать.
Подумаешь – они спасли Рассею!
А может, лучше было б не спасать?»
Мавзолей на могиле Пожарского в Суздале был снесен. Во время Великой Отечественной войны от столь вызывающе антироссийских взглядов отказались. Минину и Пожарскому вернули героический ореол. Но значение освобождения Москвы от интервентов в 1612 году оставалось в тени более близких нам событий – Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны. Однако для своего времени победа народного ополчения имела, наверное, не меньшее значение, чем для последующих поколений победы в отечественных войнах. Если бы не Ополчение, если бы не усилия Минина и Пожарского и тысяч наших предков, Россия как единое государство сегодня просто не существовала бы. И совсем иначе сложились бы не только наши судьбы, но и судьба мира.
Теперь несколько слов о 7 ноября. Принимая решение о новом графике нерабочих праздничных дней, Государственная Дума перенесла годовщину Октябрьской революции в разряд памятных дат. Этот день отмечается в российском государстве, он не забыт, но не является государственным праздником.
На мой взгляд, есть, по крайней мере, два мотива, по которым 4 ноября предпочтительнее, чем 7-е. Во-первых, если мы взглянем на праздничный календарь, то обнаружим только два праздника, которые связаны с тем, что было до октября 1917 года, – это Новый год и Рождество Христово. Но ведь наша страна родилась не в 1917 году, она существует более тысячи лет. Неужели ни одна дата до Октябрьской революции не достойна того, чтобы стать национальным праздником? Во-вторых, мне кажется, что нерабочим праздничным днем, то есть праздником, который должны отмечать все, может быть только та дата, которая является бесспорной. У нас есть немало людей, для которых 7 ноября – праздник. Но у нас есть также миллионы граждан, которые эту точку зрения не разделяют, для которых 7 ноября – это начало противостояния, начало гражданской войны, формирование однопартийного режима, который репрессировал в дальнейшем целые социальные слои и целые народы. Поскольку для потомков репрессированных Октябрьская революция праздником не является, 7 ноября не может быть объединяющим началом, не может быть общегосударственным праздником. И тем не менее, помнить об этих событиях надо всем. По злой иронии судьбы Октябрьская революция принесла куда больше социальных плодов не народу, ее совершившему, а соседям в развитых капиталистических странах. Увидев на примере России, к каким катастрофическим последствиям может привести пренебрежение интересами народных масс, правящие классы европейских стран начали движение в сторону выстраивания социального партнерства, построения социального государства. В сегодняшней России мы тоже хорошо усвоили этот урок нашей истории. Сегодня большинство россиян делает свой выбор в пользу стабильного развития без застоев и революций».
Добавим, что согласно опросу ВЦИОМ, 27% россиян считают, что события Октябрьской революции - толчок социальному развитию (против 34% в 2002 году), 21% полагает, что революция открыла новую эру в истории России (25%). Однако социологи отмечают, что за последние десять лет возросла доля респондентов, признающих революцию катастрофой для России (18% против 10% в 2002 году). Еще 17% считают ее помехой на пути социально-экономического развития.
Большинство участников опроса, который был проведен 27-28 октября среди 1600 человек в 46 субъектах РФ, убеждены, что переворот в России сегодня нельзя допустить (78%). Лишь 13% опрошенных полагают, что России нужна революция.