Косачев: Ряд эстонских политиков стремится поддержать все что угодно, если оно против России
Возмущение акцией в Храме Христа Спасителя – не специфическая российская проблема, а, очевидно, естественная реакция верующих, права которых должны уважаться, по крайней мере, не меньше, чем права участников панк-групп. Об этом пишет в своем блоге на сайте Росссотрудничества глава ведомства Константин Косачев в среду, 4 апреля, комментируя посещение президентом Эстонии организованного в Таллине концерта в поддержку участниц группы Pussy Riot.
Косачев напомнил, что перед этим свой вклад в разогревание политических страстей вокруг этой темы внесли депутаты эстонского парламента, которые направили премьер-министру РФ Владимиру Путину письмо с призывом освободить трех арестованных участниц группы Pussy Riot. В этом письме эстонские парламентарии утверждают, что хотят «донести до российского правительства и Госдумы, что судебная система в стране-участнице Совета Европы, членом которой Россия является с 1996 года, ни при каких обстоятельствах не должна зависеть от политической власти».
Концерт также был организован по инициативе одного из депутатов-подписантов того письма, Юку-Калле Райда, который еще в 2005 году «прославился» выпуском маек с призывом «Коммуняк – в печь!». «Видимо, методы создателей Освенцима и Бухенвальда в глазах эстонского политика выглядят тем образцом гуманизма, до которых еще расти и расти несовершенной российской демократии», - заметил Косачев.
Конечно, сказал он, в данном случае можно говорить об очередной попытке в «подчеркнуто бесцеремонной форме поучить Россию базовым понятиям демократии, что для некоторых эстонских политиков является привычной формой самовыражения»: «Чем больше вопиющих «домашних» проблем с демократией в Эстонии, где по национальному признаку поражены тысячи человек, тем активнее ведутся «поиски блох» в соседней России. Все это известно и не ново».
Однако, по его словам, в данном случае речь идет о конкретном судебном процессе. «И эстонские «учителя демократии» прекрасно осведомлены о том, что давление на судебные органы, разного рода оценки незавершенному процессу, политические демарши в пользу его сторон, тем более со стороны зарубежных политиков – все это не очень вяжется с объективностью и независимостью судопроизводства, о которых они напоминают России», - подчеркнул Косачев.
«Речь вовсе не идет о той или иной личной позиции в этом непростом деле. Она у всех может быть разной, и в России мы видим весьма широкую палитру высказанных мнений. Более того: и в самой Эстонии поддержка, оказанная девицам из панк-группы на высочайшем политическом уровне, далеко не всеми была воспринята с пониманием», - заметил он.
Косачев напомнил, что архиепископ Эстонской Евангелическо-Лютеранской церкви Андрес Пыдер написал в открытом письме к местному духовенству: «Поражает и заставляет задуматься тот факт, что депутаты Рийгикогу с помощью своего открытого письма оправдывают хулиганскую выходку ансамбля Pussy Riot в Москве против российской православной церкви и что концерт в поддержку группы в von Krahli посетил президент республики». Для архиепископа «осквернение храма и топтание ногами свободы вероисповедания для достижения чьих-то политических, экономических или развлекательных целей — непозволительно. Говорить об этом как о свободе слова цинично».
«Можно соглашаться или не соглашаться с этой позицией, но это лишний раз доказывает, что возмущение акцией в Храме Христа Спасителя – не специфическая российская проблема, а, очевидно, естественная реакция верующих, права которых должны уважаться, по крайней мере, не меньше, чем права участников панк-групп. И потому суд, принимающий решения, будет руководствоваться не политическими взглядами и религиозно-этическими предпочтениями, будь то собственными или чьими бы то ни было, а нормами закона, которые применимы к подобным ситуациям», - заявил глава Россотрудничества.
По его словам, понятно уже всем порядком поднадоевшее желание некоторых эстонских политиков поддержать «все что угодно, если оно против России» - именно это они увидели и в сомнительном случае с «панк-молебном: «Однако в данном случае, как представляется, они совершили ошибку. Причем, прежде всего, именно как политики и демократы – вопросы морали оставим на их совести».
О своей позиции заявила и вездесущая Amnesty International, которая признала участниц группы Pussy Riot узниками совести и требует их немедленного освобождения, добавил Косачев. Удивила, сказал он, не сама реакция «Амнистии» - тут как раз все ясно: раз речь идет о России, значит «всякое лыко в строку» и можно не скупиться в эпитетах.
«Но откровенно смущает проявленная в мотивировках релиза некомпетентность в отношении самой сути вопроса, - пояснил глава Россотрудничества. - AI говорит о «мирном выражении политических убеждений», о том, что никакого ущерба храму девушки не причинили, а верующим помешали молиться «всего на несколько минут». Серьезная организация, претендующая на особый статус в мировом правозащитном движении, не понимает (или прикидывается не понимающей) базовых вещей, касающихся религиозной тематики – что, например, для нанесения серьезнейшего оскорбления чувствам верующих совсем не обязательно причинять ущерб самому храму. И что сам эффект зависит вовсе не от продолжительности «представления» или содержания выкрикиваемых текстов, а от самого факта и места его свершения и т.п.»
«Трудно избавиться от ощущения, что и эстонские политики, и международные правозащитники добиваются именно того, в чем сами хотят обвинить российское правосудие и власти РФ: шумной политизации процесса и трансформации любого решения из правового в идеологическое. Осуждение должно попасть в «копилку компромата», в правозащитное досье на Россию, оправдание же призвано стать наглядным поражением Кремля, а заодно и РПЦ. Эта традиционная «вилка» вариантов из серии «оба хуже» является хрестоматийным примером попытки применения информационной «мягкой силы» в отношении России. Об этом важно помнить, т.к. речь идет не о каком-то случайном и спонтанном явлении, а о системной практике в международных отношениях», - заключил Косачев.