Петров: Либерализм – это осознанные обязанности перед обществом
Интервью с членом Генерального совета "Единой России", депутатом Госдумы Александром Петровым.
- Какова ваша оценка Манифеста Либеральной платформы, его актуальности?
- Сегодня только ленивый не пинает «Единую Россию», более того, это считается хорошим тоном в обществе, что для меня удивительно. Поэтому появившийся документ важен, прежде всего, с точки зрения обозначения позиции Либеральной платформы «Единой России».
Теперь только слепой не увидит, что Партия способна формировать очень сильные, я бы сказал, национальные идеи с позиций либерализма. Думаю, что это очень своевременное заявление, которое может запустить процесс формирования национальной идеи России.
- Что лично для вас означает либерализм?
- Если говорить о либерализме, я абсолютно согласен с авторами Манифеста, которые считают, что у нас в стране истинный либерализм сегодня заменен псевдолиберальными течения. В моем понимании настоящий либерализм связан, прежде всего, с правильной пропорцией обязанностей человека, его прав и свобод. Подчеркну: я говорю не только о правах и свободах, но и об обязанностях человека перед обществом.
- Что значит «правильная пропорция»?
- Это значит – взвешенная позиция. Сегодня все псевдолибералы в основном апеллируют к свободам и к правам. Но если человек – истинный гражданин российского общества, если он встроен в политические или социальные процессы, в бизнес-процессы, наконец, он, безусловно, должен являться и примером исполнения обязанностей. Поэтому если говорить о либерализме, то действительно либерал желает, с одной стороны, свободы, но в то же время, как личность он сам накладывает на себя определенные ограничения.
- То, что вы говорите вполне применимо и к позиции консерваторов, которые тоже говорят о сознательном ограничении свобод.
- Понимаете, у консерваторов ограничения нацелены на сохранение определенных устоев, традиций.
- А либералы устои сохранять не хотят?
- Не так прямолинейно. Либералы все-таки нацелены на поиск новых истин, с сохранением общей нацеленности на развитие общества, в отличие от консервативной платформы, которая нацелена на вполне определенные процессы. Например, консерваторы считают, что невозможно новыми изменениями в достаточно короткий промежуток времени произвести существенное переустройство производительных сил, производственных отношений, институтов экономики. Но я могу сказать, что ускорение в развитии общества будет все более стремительным, и в этом смысле не консервативные платформы будут определять разработку программ политического развития страны. Консервативные платформы останутся только как некая «историческая ценность», которую обязательно надо учитывать, не более.
- Как Вы считаете, появление Манифеста Либеральной платформы как-то скажется на внутрипартийной жизни?
- Партия – копия нашего общества. И, может быть, если рассматривать отдельные черты – не самая лучшая копия. Но формулирование идей либерализма, дискуссия по этому вопросу – уже шаг к формированию самосознания партийцев, к осознанию своего места – где ты, кто ты? Существуют несколько партийных платформ, несколько взглядов, - и это нормально. Но рано или поздно Партия должна будет выбрать единственный для себя тот политический путь, который заявит как «национальную идею».