Стенограмма выступления Дмитрия Медведева на форуме «Единой России» в Омске
Добрый день, дорогие друзья!
Разговор о культуре не может быть простым, он всегда сложный. И культура, и искусство – это синонимы разнообразия, нашей внутренней свободы. А задача государства, конечно, заключается в том, чтобы обеспечить реализацию этой свободы законодательными и финансовыми мерами. Проблема очень непростая: чтобы культура могла выполнять свою основную задачу, а основная задача заключается, наверное, в том, чтобы человек был человеком.
Низкий уровень культуры, конечно, бьет сразу же по всем сторонам жизни общества. Я не буду приводить здесь разных, очень тяжелых примеров, у вас тоже их предостаточно. Они касаются всего спектра нашей жизни, начиная от политики и заканчивая семейными отношениями. Естественно, все это тормозит наше развитие. Вместо принципов, убеждений, уважения к чужому мнению и творчеству появляется агрессия и нетерпимость. И мы эту агрессию видим. Кстати, эта агрессия иногда воплощается в преступные деяния, а иногда, по сути, сводится к преследованию автора, произведения которого еще никто не видел. Поэтому нам нужно в этом смысле быть гораздо более терпимыми и очень внимательно относиться к тому, что происходит.
Вообще (и мне кажется важным, чтобы это прозвучало от меня здесь, именно в этом зале, где собрались мои коллеги по партии «Единая Россия», по парламенту, по Правительству, по исполнительной власти) очевидно, что такой узкополитический подход к культуре в нормальном современном обществе просто недопустим. Если мы не хотим вернуться во времена, когда культура жестко регламентировалась сверху, то нам всем это нужно учитывать, в том числе чиновникам, политикам. И вообще любому облеченному властью человеку нужно подавлять в себе соблазн объяснять художнику, что он должен делать. Это не все помнят, но это, мне кажется, важнейший принцип общения между властью и творческими людьми.
Теперь по целому ряду вопросов, которые были сформулированы здесь. Говорят, что в нашем прошлом был и золотой, и серебряный век культуры, искусства. Можем ли мы пережить этот век снова, в каком веке мы в этом смысле находимся – это вопросы деликатные, дискуссионные, я сейчас, естественно, с учетом того, о чем только что сказал, своих оценок навязывать не буду. Думаю, что в одном можно согласиться с теми, кто только что здесь выступал: пока нами – я имею в виду и теми, кто принимает политические решения, и теми, кто принимает решения организационные, финансовые – сделано не все, чтобы российская культура поднялась до прежних высот. Это совершенно очевидно.
Именно поэтому культуре были посвящены три последних Года. Но мы понимаем уязвимость вообще любого Года – Года культуры, Года литературы, Года российского кино. Потому что всегда задают вопрос: а дальше-то что? Вы этот год провели – и что, теперь с литературой закончено, с кино закончено, больше не будем этим заниматься? Нет, конечно.
Смысл заключался ровно в противоположном – в том, чтобы показать, каким образом можно работать и по поддержке киноискусства, и по поддержке литературы, по поддержке культуры в целом. Наверное, не все в эти годы удалось сделать, но во всяком случае как минимум несколько положительных моментов есть.
Какие моменты? Внимание к этим темам было привлечено, а в эпоху средств массовой информации это немаловажно. И какие-никакие деньги дополнительные нашли – это тоже важно.
Поэтому я считаю, что такого рода практику необходимо продолжать. Мы все получили в этот период и дополнительные знания, и дополнительные эмоции. Есть и отрадные факты. Совершенно очевидно (и это подтверждается статистикой, как бы мы, может быть, к ней критично иногда ни относились), что люди в нашей стране стали чаще ходить в кино и в театры. Это так. Особенно если сравнить с тем, что было пять, десять, пятнадцать лет назад. И это, мне кажется, очень важно.
Хорошо, что в столичные музеи выстраиваются очереди, но не менее важно, что посещаемы и любимы провинциальные музеи, значение которых, может быть, для нашей страны не менее важно, чем значение Эрмитажа, или Русского музея, или каких-либо иных крупнейших музеев нашей страны.
Очевидно, что любому человеку, где бы он ни жил – в городе или на селе, нужно дать возможность полноправно участвовать в культурной жизни: ходить в кино, на театральные постановки, на концерты, на выставки. Причем желательно, чтобы это были выставки хорошего уровня.
Для этого развиваются гастрольные проекты, софинансируются гастроли симфонических оркестров, российских исполнителей. Завтра в Омскую филармонию приедет Валерий Гергиев с Пасхальным фестивалем. Совсем недавно, напомню, мы такого рода софинансирования еще не имели.
При государственной поддержке гастролируют и лучшие федеральные и столичные театры. За прошлый год они посетили 43 региона. Их постановки увидели сотни тысяч человек.
Конечно, люди ждут новых постановок. В этом смысле нужно идти навстречу пожеланиям наших людей и принять решение об увеличении финансирования театральных и филармонических гастрольных проектов, причем (я поддерживаю то, что прозвучало отсюда, с этой трибуны) как федеральных, так и межрегиональных. Есть интерес, значит, нужно этим заниматься. В этом году мы вернемся к этому вопросу и рассмотрим увеличение финансирования на ближайшие годы.
Действительно, особое внимание нужно уделить региональным и муниципальным театрам. Коллеги только что об этом говорили – говорили убежденно и емкими формулами. Я не могу сказать, что мы ничего не сделали за последние годы. Очевидно, что ситуация меняется. Она меняется в лучшую сторону. Около десятка и оперных, и драматических, и кукольных, и государственных, и негосударственных театров получают гранты. Есть отдельные конкурсы по поддержке современной драматургии, молодой режиссуры.
Видим и отдачу от таких видов деятельности, такой работы. На ежегодном фестивале «Золотая маска», который завершился совсем недавно, на прошлой неделе, как никогда широко были представлены именно региональные театры. В конкурсной программе приняло участие 60 театров из 25 регионов. И премию получили не только питерские и московские театры, которым не нужно доказывать свою состоятельность, но и большое количество театров из других регионов нашей страны. Это еще раз доказывает, что у нас много ярких и талантливых творческих коллективов, блестящих актеров и режиссеров в каждом регионе. Конечно, мы продолжим их поддержку.
С этого года по инициативе «Единой России» (я помню, как это решение принималось, – как обычно решения, связанные с финансами: весьма непросто) у нас начат еще один важный проект, это «Театры малых городов». Он охватил 149 театров в 56 регионах страны. Это, я считаю, хорошая история.
В этом году для таких театров в общей сложности предусмотрено 670 млн рублей. Они пойдут и на создание новых спектаклей, чтобы местные творческие коллективы смогли воплотить в жизнь свои идеи и поделиться этими идеями со зрителями.
Но и в этом случае хочу обратиться к региональным властям. Важно, чтобы региональные и муниципальные власти, получив деньги из центра, не переставали оказывать поддержку театрам из собственных бюджетов. Потому что мы не замещаем обязательства региональные – федеральными. Важно, чтобы это происходило и на региональном, и на муниципальном уровне. Федеральная власть будет помогать, но только совместными усилиями мы сможем добиться большего.
Здесь коллеги говорили по поводу расширения поддержки гастрольной деятельности. По мере возможности, конечно, мы будем этому способствовать. Это действительно очень важно. Тем более что запрос на это существует.
Здесь была озвучена идея создания единого ресурса по грантам. Мне кажется, это правильно. У нас в стране существует много грантов. Вот если сейчас попросить Министра культуры, чтобы он перечислил, он не сможет. Это федеральные гранты (их уже много на самом деле), это региональные гранты, где-то есть муниципальные гранты, есть частные гранты. И разобраться во всем многообразии грантовой поддержки – а это самая современная и самая востребованная форма поддержки во всем мире – подчас очень сложно. Поэтому, я думаю, было бы правильно действительно создать единый ресурс, где вся грантовая поддержка была бы перечислена, чтобы можно было понять, куда, зачем и в какие сроки обращаться. Такое поручение Министерству культуры я дал.
Идея виртуальных концертных залов, совмещенная с другими проектами, наверное, тоже заслуживает внимания (думаю, можно было бы это отразить в сегодняшней резолюции нашего с вами форума). Как и идея кадровой поддержки.
Звания для артистов. Действительно, наша страна в этом смысле уникальна, почетные звания востребованы, они ценятся и артистами, и режиссерами, и художниками – вообще представителями творческих профессий. Причем, скажем прямо, чем дальше от Москвы, тем ценность этих званий выше. Поэтому я дам поручение всем руководителям субъектов Федерации, губернаторам выходить с предложениями в Министерство культуры для того, чтобы они не забывали своих патриархов, а иногда и молодых артистов, художников, других представителей творческих профессий и чтобы Министерство культуры оперативно принимало решения о том, чтобы обратиться за присвоением почетных званий.
Что еще очень важно, помимо поддержки театров? В малых городах мы открываем современные кинозалы, и в эти кинозалы люди с удовольствием ходят. До конца этого года появится 437 кинозалов, в следующем году – еще 200. Я думаю, что мы эту программу поддержим, потому что это дает возможность смотреть современные – может быть, иногда и не совсем современные, а наиболее известные киноленты в совершенно другом качестве. Но у малых городов, у муниципальных образований подчас на это нет денег, а современные кинозалы нужны. Конечно, все можно посмотреть дома, можно купить диск, можно поставить тарелку, еще что-то сделать, но мы с вами понимаем, что кинозал это кинозал, там совершенно другое восприятие.
Эту программу нужно продолжить, как и строительство современных многофункциональных культурных центров – к концу этого года их будет 37 по всей стране, это тоже начало большой работы.
В селах (о чем тоже здесь звучали проникновенные слова) создаются и ремонтируются дома культуры. Еще совсем недавно мы не знали, как к этой теме подступиться, хотя известно, что в советский период они были центрами общественной жизни. Именно там проходили концерты, встречи с различными известными людьми, партийные мероприятия – чего там только не было. В 1990-е годы и уже в этом столетии абсолютное большинство домов культуры пришли в упадок, просто деградировали. И речь идет не просто о том, что здания буквально стали разваливаться от старости. В некоторых вообще ничего не осталось.
Поэтому перед нами стоит важная задача – вернуть таким домам культуры, клубам их прежний статус, но вдохнуть в них новую жизнь. Именно на это был направлен партийный проект «Местный дом культуры», он тоже запущен с этого года. На строительство и модернизацию сельских домов культуры в бюджете в настоящий период в общей сложности предусмотрено почти 3 млрд рублей на этот год. Это для бюджета довольно приличные средства, за счет этих денег появится около 100 новых домов культуры, еще около 200 будут отремонтированы и оборудованы всем необходимым. Очевидно, что в ближайшие годы все эти дома культуры должны получить доступ к быстрому интернету. Просил бы партию этот проект не бросать, а контролировать.
В муниципальных культурно-досуговых центрах должны появиться и свои автоклубы, которые можно использовать при проведении выездных мероприятий. Действительно, без транспорта ничего не организовать, сейчас он есть только у трети центров. Рассмотрим возможность приобретения для них транспорта российского производства. Заодно, кстати, можно автопром свой поддержать.
Это действительно важный проект. Все важные проекты – все, о чем коллеги здесь говорили, безусловно, очень важные, все нужные, и все, к сожалению, денег требуют. Но финансирование ремонта, модернизации, строительства сельских клубов, ввиду того, что эта сфера совсем убитая, это, несомненно, – должно быть продолжено. И поэтому считаю правильным сохранить в минимальном объеме (если будут лучшие условия, то, естественно, с увеличением) тот объем финансирования, который был заявлен в этом году, и дальше. Это приличные средства, которые позволят эту программу реализовать в ближайшие годы. И сроки реализации этого проекта должны быть достаточными для восстановления всей сети домов культуры, всех клубов нашей страны.
Конечно, поддержку государства должны получить и те, кто работает в сфере культуры. Естественно, когда говорилось об этом, это вызвало наиболее эмоциональную реакцию зала. Я не могу здесь ничего возразить, это правильно абсолютно. Работа каждого из присутствующих в этом зале, тех, кто занимается этими проблемами – неважно где, на каком уровне, – достойна большого уважения и должна быть соответствующим образом вознаграждена, в соответствии с теми самыми указами Президента от 7 мая 2012 года, работу по которым мы обязательно продолжим. Мы понимаем, что там есть целый ряд проблем, будем стараться эти проблемы решить.
Тем более это важно, что от работников культуры, от воспитателей, учителей, от преподавателей университетов зависит, какими вырастут наши дети. В прямом смысле этого слова. Это не фигура речи, это правда так. Прививать вкус к хорошим фильмам, книгам (о чем Станислав Сергеевич Говорухин только что говорил), живописи, театру нужно с самого юного возраста. Если мы хотим, чтобы наши дети не только умели играть в компьютерные игры, но и понимали серьезное театральное, драматическое, музыкальное искусство.
Именно в России появились первые театры для детей. Сейчас они практически не создаются, хотя объективности ради надо сказать, что у нас их немало, это правда. Новые качественные постановки для детей, подростков знакомят их с нашей великой русской литературой, мировой классикой. И они нужны как никогда. Этот вопрос обсуждался. Мы говорили об этом в узком кругу, когда обменивались впечатлениями от работы по секциям. Поэтому хочу, чтобы вы тоже от меня это услышали: я поддерживаю предложение «Единой России», наших коллег, которые активно с этим выступают (вот Сергей Безруков об этом говорил), начать новый партийный проект, посвященный театрам для детей. Мне кажется, это правильно.
И чтобы это не выглядело просто как пожелание Председателя партии (я же всегда готовлюсь к таким встречам,), я уже вчера в час ночи по местному времени позвонил Министру финансов и обрадовал его по этому поводу. В этом году мы начнем финансирование этого проекта – направим 300 млн рублей с продолжением финансирования проекта в ближайшие годы.
Я, кстати, Сергей (обращаясь к С.Безрукову), поддерживаю идею всероссийского детского театрального фестиваля. Давайте посмотрим, как его организовать. Это такая первая ступень «Золотой маски» и других фестивалей, которые у нас есть. Давайте сделаем это.
Фундамент любой высокой культуры, вообще культуры на самом деле, – это книги. Об этом только что хорошо сказал Станислав Сергеевич Говорухин. Хорошая литература учит нас чувствовать и сопереживать, отличать хорошее от не очень хорошего, чувствовать все многообразие мира и, самое главное, думать. Поэтому, конечно, проекты по поддержке чтения и в Год литературы, и в целом должны быть продолжены.
Насчет статистики: мне трудно комментировать цифры – сколько читает наш гражданин, сколько читает американец. Я просто не знаю, сколько читают американцы.
Почему я об этом говорю? Очень трудно учитывать, сколько читает молодёжь в электронной форме, но нам нужно постараться понять и это. Я не отрицаю удовольствие от того, чтобы читать книгу в напечатанном виде. Конечно, общение с такой книгой доставляет особое удовольствие. Но и в электронных формах есть своя прелесть: это удобно, это позволяет закачать огромное количество литературы. Правда, скажем честно, часто такая литература распространяется с нарушением авторских прав. И именно поэтому статистика в этом смысле довольно сложная в этой сфере.
Но вообще нашей стране, что бы мы ни говорили и ни думали, повезло, потому что русская литература – это не только наше национальное достояние, это огромный пласт мировой литературы, мировой культуры. Мы будем продолжать развивать сеть библиотек по нашей стране при понимании того, что современные библиотеки должны несколько отличаться от того, как они выглядели в прежние годы.
Я всегда вспоминаю, как первый раз в жизни пришёл в детскую библиотеку. Это было в Ленинграде. Библиотека была на улице, где я жил, имени Короленко. Я пришёл совсем маленький. Я уже довольно много читал, и именно того, о чём говорили здесь: Жюля Верна, Майна Рида, ещё кого-то. Был, наверное, во втором или третьем классе. Меня библиотекарь встретила. Я куда-то рванулся... Она говорит: «Нет-нет, мальчик, тебе туда не надо. Вот книжки для первого, второго класса. Здесь и выбирай!»
Знаете, мир очень изменился. Мы, конечно, должны оградить наших детей от плохой литературы в широком смысле этого слова. Но мы понимаем, что их запросы, их требования отличаются от наших запросов и требований 20-, 30-, 40-летней давности. И они познают мир из самых разных источников. Именно поэтому и современная система библиотек должна быть несколько иной, чем была.
Мы создали Национальную электронную библиотеку. Ей необходимо развиваться. Ее фонд насчитывает уже почти 2 млн книг, наименований, и она постоянно расширяется. Все книги попали туда с соблюдением авторских прав. Кстати, можно было бы подумать о том, чтобы книжные магазины появились и в тех же самых домах культуры. Ничего в этом плохого нет. Чтобы людям не приходилось ездить за литературой за сотни километров от места, где они живут.
Воспитывать новых Васнецовых, Рерихов, Репиных, Стравинских, Рахманиновых помогают детские школы искусств. Об этом тоже только что говорили. Различные кружки и секции так же важны для общего развития, как обычная общеобразовательная школа, чтобы можно было ребенку дать такое обучение без проблем. Надо усилить поддержку детских школ искусств. Я с этим полностью согласен. Поэтому, несмотря на то что такой строки в бюджете у нас нет, вчера я принял решение о том, чтобы изыскать в этом году средства на закупку музыкальных инструментов. Начнем с определенной цифры – миллионов 300–400 – и потом будем эту программу наращивать.
Давайте также проработаем идею, которая только что прозвучала, – о том, чтобы получать дополнительное музыкальное и вообще творческое образование можно было бы в стенах общеобразовательной школы – конечно, там, где для этого есть условия. Если есть нормативные ограничения, их нужно устранить. Я такое поручение дам Министерству образования и Министерству культуры.
Здесь говорилось о передвижных, мобильных секциях. Я не против, давайте изучим эту тему и для школ искусств, как и изменения в закон об образовании. Собственно, часть этих позиций я уже озвучил. Изучим и вопрос компьютеризации школ искусств. Мы занимались компьютеризацией общеобразовательных школ. Но сейчас мир так устроен, так выглядит, что компьютерные технологии, современный софт, современные средства визуализации, аудиосредства нужны и для школ искусств, ничего плохого в этом нет.
И еще одна тема, которая также звучала, считаю ее правильной и важной. Мы к ней, не скрою, не первый раз обращаемся, но нужно здесь довести решение до конца. Решения эти зачастую носят финансовый характер, поэтому они наиболее сложные. Я имею в виду статус педагога дополнительного образования. Это абсолютно справедливый вопрос. Мы продолжим эту работу. Вы предлагаете приравнять в полном объеме этот статус к педагогу общеобразовательной школы. Можно пойти и по такому пути, но тогда, если будет меняться статус педагога общеобразовательной школы, будет меняться и статус педагога дополнительного образования, там тоже могут быть изменения – жизнь идет.
Напомню, что в нашей стране до 18 лет можно бесплатно посещать музеи. Развивается детский туризм, для школьников организуются поездки по родному краю, по нашей огромной стране. Есть экскурсионно-образовательные туры, они помогают детям лучше понять то, что они изучают в школе. Я считаю, что это очень важное направление. Здесь вспоминали Америку, мы ее часто вспоминаем, наверное, потому, что и они о нас часто вспоминают, так получается. Но я в данном случае хочу сказать совсем о другом. Меня когда-то поразила одна цифра по поводу того, кто где отдыхает. Америка – благополучная, богатая страна, большая – не такая большая, как наша, но большая. 85% американцев отдыхают только внутри Соединенных Штатов Америки – потому что им нравится это делать. И поэтому нам тоже нужно поддерживать программы внутреннего туризма и историко-познавательного туризма. Поэтому считаю правильным на детский историко-познавательный туризм выделить в этом году средства, которых в бюджете тоже пока нет.
В каждом регионе свои традиции, свои памятники культуры. Они все уникальны, неповторимы, и нужно следить, чтобы эти памятники не выбывали, чтобы они восстанавливались.
Здесь большая задача и для государства, и для частного капитала. Нужно постараться снять нормативные ограничения, которые существуют. Конечно, при сохранении ограничений, связанных с самим объектом культуры. Такая работа будет продолжена. «Единая Россия» уже не первый год работает над этим в рамках проекта «Историческая память». Всего в рамках этого проекта было восстановлено и отреставрировано 65 объектов. Я считаю, что для «Единой России» и вообще для всех нас это очень важное направление, оно должно быть продолжено, потому что в результате сохраняются старинные здания, соборы, другие объекты культуры. Но, еще раз подчеркиваю, необходимы и изменения в законодательстве, о которых здесь справедливо говорили.
Уважаемые друзья! Все эти меры нужны для того, чтобы каждый наш человек понимал, в какой великой стране он живет. Знал, почему во всем мире восхищаются нашей литературой, нашим театром, нашим искусством в целом. Знал, кто были наши великие предшественники – режиссеры, актеры, композиторы, художники, архитекторы, философы – люди самых разных творческих профессий, какое влияние их творчество оказало на мировую цивилизацию. Я уверен, что именно таким образом и воспитывается уважение к себе и к своей стране.